В Украине разгорается грандиозный скандал, связанный с передачей контроля за стратегическими коммуникациями и, в первую очередь – метро, компаниям российских олигархов и структурам ФСБ.
Последним ярким подтверждением опасной тенденции стал выигрыш тендера по проектированию метро на столичный массив Виноградарь компанией ООО “Киевметропроект”: она предложила за свои услуги наименьшую среди других участников сумму - 141 млн гривен.
Однако пусть вас не вводит в заблуждение название организации. Из проведенного расследования программы “Схемы” - совместного проекта Радио Свобода и телеканала “UA: Первый”, стало известно, что конечным бенефициаром компании-победителя является российский олигарх, миллиардер, давний партнер Романа Абрамовича Валерий Абрамсон, который перед самым тендером, через свою компанию ValartEngineering, приобрел “Киевметропроект”. Видимо, данная операция была проведена дабы не привлекать внимание к предыдущему владельцу компании - российскому Институту “Мосметропроект”, основанному Министерством имущественных отношений России.
Связи Абрамсона
Расследование программы СХЕМЫ:
В то время, как Украина продлевает санкции против России, формального запрета на участие российского бизнеса в украинских государственных тендерах нет. Потому некоторые бизнесмены из РФ, чтобы привлекать меньше внимания, маскируются под западные компании.
Однако, как говорится, шила в мешке не утаишь, и российские уши торчат в этой сделке со всех сторон.
Самое интересное, что в Киевском метрополитене не скрывают факта причастности российского капитала к фирме-победителю тендера на проект новой ветки метро.
“Украинское законодательство обязывает выбирать компанию с наименьшей ценой. “Киевметропроект” предоставил наименьшую стоимость. В то же время законодательство Украины не запрещает выбирать россиян в подрядчики, и не требует от “Киевского метрополитена” проверять такие данные. Есть у нас специальные органы - СБУ, которая проверяет всю информацию, вызывающую какие-то подозрения”, - прокомментировала вопрос журналистов Наталья Макогон.
А директор компании ООО “Киевметропроект” Виктор Яникин заявил про Абрамсона следующее: “Паспорт у него американский, я его видел. Он сам показывал. Очень интересный паспорт. Страницы там со всякими зверушками. Я думаю, что у него бизнес по всему миру - там, где выгодно”.
Виктор Яникин
Мы наверняка не знаем, где выгодно Амбрамсону вести свой бизнес, но точно известно, что сам Яникин регулярно ездит в Москву. Зачем - быть может для согласования своих действий и проектов с ФСБ? И вот этим фактом как раз и должно плотно заинтересоваться СБУ. Равно как тем, что сервера компании, имеющей доступ к украинским стратегическим подземным коммуникациям, находятся в России.
Таким образом, пока украинская власть выборочно, и по непонятным принципам, вносит в санкционный список российские компании, не имеющие прямого отношения к оборонно-промышленному комплексу РФ, чтобы не давать им зарабатывать в Украине, “на местах” не стесняются и не боятся выбирать россиян для исполнения работ по государственным тендерам. И ссылаются на отсутствие запретов на такие действия. Налицо непоследовательность украинской власти, заключают журналисты “Схем”.
Ладно, если бы компания Абрамсона действительно была бы лучшей в своей области и Киев выбрал бы надежность и качество по разумной цене. При том, что фирма ООО “Киевметропроект” не имеет специального допуска от СБУ, как два ее конкурента по тендеру, а также и близко не имеет такого опыта, как два других участника.
Кроме того, возникает подозрение, что более низкая цена, предложенная «Киевметропроектом», получилась отнюдь не от скромности запросов и доброты душевной, а именно благодаря поддержке российского капитала, который в желании получить доступ к украинским стратегическим объектам, готов демпинговать, и играть на понижение лишь бы получить выгодный заказ.
Кто такой Абрамсон и зачем ему украинское метро
Валерий Абрамсон - почетный строитель России, бизнесмен, тесно интегрированный в российские структуры, в т.ч. окологосударственные. Он входит в экспертный совет при комитете Госдумы по вопросам строительства, возглавляет комитет предпринимательства в сфере архитектуры московской торгово-промышленной палаты, а также совет директоров фирмы “Метрогипротранс”, разработавшей проекты всех нынешних работающих линий Московского метрополитена. Кроме того, Абрамсон также возглавляет строительную компанию “Инфрастуктура”, которой до недавнего времени владел на пару с российским олигархом Романом Абрамовичем. Эта фирма освоила миллиарды российских бюджетных рублей в построении мостов, тоннелей, дорог.
По информации Факты ICTV, в Украине Абрамсон начал свой бизнес, пытаясь скупить все ключевые институты, занимающиеся проектированием метрополитенов. В частности, россиянам удалось купить “Харьковметропроект”. Также они пытались установить контроль над генеральным проектировщиком Киевского метрополитена – “Проектным институтом “Укрметротуннельпроект”. Однако не сумели этого сделать, так как институт находился в списке предприятий, не подлежащих приватизации. После этого россиянами была зарегистрирована новая проектная организация – “Киевметропроект”, в которую они начали агрессивно переманивать специалистов из столичных проектных организаций.
По мнению опрошенных журналистами экспертов, интерес россиян к проектированию украинских метрополитенов может объясняться тем, что в случае полномасштабного военного вторжения, информация о подземных коммуникациях главных украинских городов будет иметь огромное значение. Получается, что чиновники КГГА отдают стратегические объекты городской инфраструктуры в руки компании, «руководство которой, очевидно, контролируется ФСБ».
И кто может гарантировать, что в случае обострения российско-украинских отношений, подконтрольные россиянам через подобные структуры стратегические объекты Украины и, в первую очередь метро, не станут мишенями для терактов? Ведь кроме столицы, российские структуры также рассчитывают проектировать и строить метро в Харькове.
Как бы то ни было, а общественность, СМИ должны проконтролировать СБУ, МВД, КАБМИН и другие структуры принять срочные меры, чтобы данная коллаборационистская сделка была отменена, а вероятность подобных операций в дальнейшем – сведена к нулю.